Источник: журнал "ELLE", российское издание, август 1997 год
Автор: Нелли Холмс

Танец для маленького ангела

""Столиков нет", - глядя на нас честными глазами, сказал официант полупустого ресторана одной из роскошнейших гостиниц Нью-Йорка "Вестбери", узнав о том, что мы будем не ужинать, а просто разговаривать. "Прямо как в Москве", - улыбнулись мы. но протестовать не стали. Вопрос к фигуристке Екатерине Гордеевой о том, как часто ее узнают вне катка, отпал сам собою.

Я знала, что Катя очень хрупкая. При росте около 157 см она весит 40 кг. Будучи по комплекции далеко не тростинкой, я все же мысленно подбираюсь, стараясь выглядеть стройнее, чтобы соответствовать своей собеседнице. Стучусь в дверь номера. Открывает очень красивая девушка в голубом. Вроде бы Катя, и как-будто не Катя. "Она, однако, не так уж хрупка", - думаю я почему-то с облегчением. Девушка в голубом: "Проходите". Из-за ее спины доносится: "Здравствуйте". Ага, вот она, Катя. Девушкой в голубом оказалась младшая сестра Кати Маша. Другой голос принадлежал самой Кате. В роскошном номере гостиницы, в котором не горит свет, а лишь вещает телевизор, среди детских игрушек в простом свитере и брюках стоит Катя. Действительно, в ней есть что-то полувоздушное. Смешно, но мне сначала показалось, что ее четырехлетняя дочка Даша даже как-то больше ее. Голубоглазая малышка сразу оказывается в центре внимания. Ей тоже хочется давать интервью. Кстати, я ни у кого не встречала такой манеры говорить. Даша не просто смотрит в глаза, а смотрит в вас, как в зеркало. Может, это происходит от того, что Катя так любит смотреть "в нее", стремясь разглядеть в любимой доченьке черты Сергея. У Даши папины глаза, ресницы и улыбка.

...Получив отказ в ресторане, мы идем втроем в холл. Садимся на уютный диванчик. Между нами - Даша. Показываю Кате на микрофон: "Можно?" - "Да, конечно", - мягко говорит она.

Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Победители четырех чемпионатов мира, двух Олимпиад. Спортсмены-профессионалы высокого класса. Два безумно влюбленных друг в друга человека. И вы говорите, что нет романтической любви?

Позади у Кати безмятежное детство. Обеспеченные родители. Отец - танцор в труппе Моисеева, мама - работник ТАСС. Огромная квартира на Калининском проспекте. И недетское упорство. На тренировки в ЦСКА приходилось вставать в пять-шесть утра. И она вставала со словами: "Это моя работа". Сергей и Катя пришли в фигурное катание на пике популярности этого вида спорта. У обоих прыжки были недостаточно сильными для одиночного катания, поэтому их объединили в пару. Ей тогда было одиннадцать, ему - пятнадцать. В книге "Мой Сергей", написанной Катей совместно с журналистом одного из самых престижных спортивных журналов Sports Illustrated (вышла в конце прошлого года в издательстве "Warner Books и в течение четырех недель была бестселлером газеты New York Times), скрупулезно описывается развитие отношений Кати и Сергея. Партнерша. Друг. Любимая. Вот они играют в снежки, и Катя впервые замечает, как возмужал и окреп ее партнер. Вот во время первой поездки в Америку в Диснейленде Сергей впервые обнял ее, а потом в кино они все время держались за руки. Первый поцелуй. Ей семнадцать, ему - двадцать один. Они молоды и счастливы. Они едут на соревнования в Англию, и там у них появляется возможность побыть наедине. Катя совсем не помнит соревнований: "Я была как бы в опьянении. Благодаря ему, я вдруг почувствовала себя женщиной... Мне кажется, каждая девушка мечтала бы иметь первый опыт в сексе именно с таким мужчиной".

На Играх Доброй Воли американцы Джей Огден и Пол Теофанус предложили Кате и Сергею присоединиться к IMG - International Management Group. Эта организация занимается "раскруткой" карьеры профессиональных атлетов. Ее членами являются практически все спортивные звезды. IMG владеет шоу "Звезды на льду": фигуристы ездят с выступлениями по разным городам мира. Американцы пообещали спортсменам, что те будут зарабатывать по сто тысяч долларов в год и больше. Но Катя и Сергей ничего тогда не подписали: "У нас было чувство, что нас покупают". Кроме этого, подписав контракт и перейдя в статус профессионалов, они лишились бы права учавствовать в Олимпийских играх и чемпионатах мира и Европы, ограничившись лишь соревнованиями профессионалов. Позднее контракт все же был подписан, но без обязательств перед компанией и уточнения каких-либо сумм. В контракте говорилось, что IMG будет представлять Катю и Сергея в течение двух лет и использовать их имена при подготовке к представлениям.

...Вскоре Сергей получил маленькую квартиру. Он не делал предложения Кате, просто сказал: "Я хотел бы, чтобы ты жила здесь со мной", - а позже подарил ей кольцо с алмазами. Они зарегестрировались в ЗАГСе, а потом венчались в церкви. На свадьбе, когда пришло время тамцевать вальс, они не знали, как танцевать на обыкновенном полу - ведь они привыкли ко льду. А потом, как говорит Катя, был Божий Дар: "Я забеременела". Эта новость принесла ей радость... и страх потерять форму. Катя решает рожать в Штатах, так как в Москве надо было делать кесарево сечение. "Меня поместили в комнату, в которой мне было сильно не по себе: в соседней комнате кричала женщина. Доктор сделал мне укол в плечо, и я уснула. Опять начались схватки, боль становилась все сильнее. Меня спросили, хочу ли сделать укол в позвоночник, чтобы не чувствовать боли. Я ничего об этом не знала, и доктор начала объяснять мне. Наконец я согласилась: "Делайте мне укол. Прямо сейчас". Но мне дали кучу бумаг, которые я должна была сначала прочитать, а потом подписать. "Сумасшедшие, - подумала я. - Подписать контракт? Какой контракт? Делайте мне укол". Но нет, я должна прочитать и подписать. И, конечно же, все по-английски. А я не могу думать по-английски сейчас. Я только поняла, что если я подпишу эти бумаги, то боль исчезнет. И я сказала: "Колите". Побежали за Сережей, который ждал в машине, потому что на родах должен присутствовать кто-то, говорящий по-русски. "Он был рад быть со мной. И все время целовал мою руку. Доктор начал показывать Сергею аппаратуру, измеряющую силу схваток. После трех-четырех толчков я почувствовала только, что Дарья вышла. И все мое тело ниже шеи тоже". Дочка родилась здоровой, но Катя всю ночь проплакала, потому что у Даши не было волос на голове. "Я винила во всем себя. Я неправильно питалась, слишком долго каталась... Я была смешной маленькой мамой вдалеке от дома".

А дальше было возвращение на лед. Блестящие победы на Европейском чемпионате в Копенгагене и Олимпиаде в Лилехаммере. Однажды на одной из обычных тренировок при подготовке к туру по 50 городам США в Лейк Пласиде Сергею вдруг стало плохо. Катя подумала, что это из-за боли в спине, которая беспокоила его в последнее время. Его отвезли в госпиталь, и пока Катю расспрашивали о том, были ли у Сергея раньше проблемы с сердцем, к Кате подошла женщина-доктор и сказала, что они сделали все возможное, но не смогли спасти Сергея. Артерия, по которой текла кровь к сердцу, была заблокирована. Оказывается, в генах Сергея была заложена предрасположенность к сердечной болезни. Так на Катину долю выпало огромное испытание - жить без него. Но Катя не одна. Сережа оставил ей Дашу. Однажды Даша, проснувшись, не побежала, как обычно, играть, а сидела в задумчивости. А потом вдруг спросила, когда она сможет увидеть папу. Катя сказала: "Он будет приходить к тебе, когда захочет тебя видеть. Он сейчас как маленнький ангел. Ты сможешь увидеть его во сне. Но он никогда не вернется". У Кати есть любящие родители. И настоящие друзья, которые не оставили ее в трудную минуту. Кристи Ямагучи, Катарина Витт, Оксана Баюл, Виктор Петренко, Скотт Хамильтон решили посвятить памяти Сергея одно из представлений "Звезд на льду". Кате было предложено присутствовать на представлении. И тогда эта хрупкая женщина принимает смелое решение. Она будет танцевать. Одна. Без Сергея, но для Сергея. Хореограф и друг Марина Зуева сказала только: "Доверься Сергею, он тебе поможет".

"Заиграла музыка, и я выехала на темную арену. Все мучения вдруг прошли. Включился свет, люди начали аплодировать, и я... начала волноваться, что потеряюсь на катке, что я такая маленькая, что никто меня не увидит. Но мои ноги продолжали двигаться. Я прислушивалась к своим ногам. Я прислушивалась к Сергею. Я почувствовала двойную энергию. Я точно знаю, что никогда не смогу танцевать так вновь".

Сейчас Катя танцует на льду одна. Она участвует в соревнованиях профессионалов и танцует в шоу "Звезды на льду". Журнал People назвал Катю в числе пятидесяти самых красивых людей планеты.

"Раньше моя жизнь состояла из тренировок, катания на льду, побед, переезда в Америку и жизни с любимым человеком. Все давалось легко. Трудности, с которыми я сталкивалась, были незначительными. Языковой барьер, покупка билетов на самолет, разнашивание новых коньков, тренировки. Мелочи. Я поняла, что жизнь более трудная, чем я думала раньше. Сейчас я познаю себя. А жизнь продолжается".

- Вы живете в США?
- Да, я живу в городе Симсбери, в штате Коннектикут.
- Почему вы выбрали этот город?
- На самом деле мы ничего не выбирали. Один американский тренер сказал нам, что там собираются строить спортивный комплекс с двумя катками и, чтобы привлечь людей, нужны имена. Он пригласил туда Оксану Баюл, Виктора Петренко и нас. Так мы там и осели. Это очень маленький городок, почти деревушка. Американцы очень горды этим катком, и он действительно очень хороший. Сейчас меня многое связывает с этим местом - разные ассоциации и воспоминания. Когда я в отъезде, ко мне приезжают родители, в основном на сезон, когда я должна кататься, выступать. А летом мы все едем на дачу в Подмосковье.
- Даша, а где тебе больше нравится? В Симсбери или на даче?
- На да-а-аче. (На следующий день в студии ELLE, где фотографировали ее и маму, Даша откровенно призналась, что ей все же нравится больше в Америке, потому что в Москве не продают ее любимых конфет.)
- Фигурное катание в США по популярности уступает только американскому футболу. Это огромный бизнес со своими жестокими законами. Во время Олимпиад соревнующиеся не пренебрегают никакими средствами. Кристи Ямагучи - одна из американских "звезд" - говорит, что она никогда не оставляла свои коньки без присмотра. А у вас с Сергеем не бывали такие ситуации?
- Честно говоря, мы не чувствовали на себе недоброжелательного отношения. Естественно, мы никогда не оставляли без присмотра своих коньков. Пили воду только из бутылок, принесенных с собой. Но нам с Сергеем никто ничего плохого не делал. Хотя в жизни всякие случаи бывают.
- В своей книге Вы пишите, что спортивная жизнь отняла у Вас многие подростковые радости. Сейчас ситуация изменилась?
- Да, "Звезды на льду" - Катарина Витт, Скотт Хамильтон, Кристи Ямагучи и другие - это одна большая семья. Бывают ситуации, когда все напряжены. Ведь в туре каждый день - это новый город. И тогда я звоню родителям и говорю: "Везите Дашу". Она нас всех разряжает. Прямо-таки дочь полка.
- У Катарины Витт кровать завалена игрушками-талисманами. Один из ее талисманов - мышонок, которого горничная случайно постирала вместе с постельным бельем, и он "облысел". А у Вас есть талисманы?
Да, я никогда не расстаюсь с изумрудным кольцом, которое подарил мне Сергей. И ношу наше обручальное кольцо на цепочке.
- У Вас были "звездные" тренеры: Владимир Захаров, Надежда Шеваловская, Татьяна Тарасова. Но, как известно, особое место в Вашей карьере занимает Марина Зуева.
- Да, конечно. У нее своя оригинальная методика. Она приносила фотографии, с которых мы копировали позы. Она никогда не говорила: "Сделай так", а просила: "Покажите мне птиц, цветы, любовь, солнце". Она поставила номер, посвященный памяти Сергея.
- По мере развития Ваших отношений с Сергеем тон ваших программ менялся...
- Да, Марина Зуева ставила нам разные программы. Были такие, когда мы должны были выступать для зрителей, улыбаться судьям, показывать им себя, а были такие, когда она говорила: "Для того, чтобы все получилось, тебе надо танцевать только для Сергея. Чтобы это было чувственно". Когда Марина поняла, что мы влюблены друг в друга, она предложила танцевать нам "Ромео и Джульетту". Мы могли по-новому почувствовать себя, танец позволял нам даже целовать друг друга. А номер под "Лунную сонату" Бетховена - это фактически история нашей любви...
- Расскажите о фонде, созданном в память о Сергее. Посылают ли люди на него деньги?
- Да. Очень многие посылают деньги. Они пойдут на Дашенькино образование. Мы не сможем воспользоваться этими средствами до ее совершеннолетия.
- В Интернете есть реклама фильма "Катя". Это фильм о Вас?
- (Возмущенно.) Этот Интернет... Там такое пишут. Никакого фильма "Катя" нет. Я недавно узнала, что на вопросы, которые мне задают люди по Интернету, отвечала одна моя знакомая. Она так и писала: "У меня все нормально..." Ну как ей все объяснить? У меня дома, кстати, вообще нет компьютера и просто не хватает времени этим всем заниматься. Все приходится делать самой: разбираться со счетами, платить налоги.
- Вопрос Дашеньке. Твоя мама начала танцевать, когда ей было, как и тебе, четыре года. А тебе больше с мамой нравится кататься или с ребятами?
- С мамой. (Показывает, как делают "фонарики": надо проехать так, чтобы игрушки были между ног.) Екатерина: Еще вас учат останавливаться. "Зеленый свет, зеленый свет. А потом красный", (Даша старательно прыгает. На "красный" останавливается, широко расставив ножки.) Или может ты гимнастикой хочешь заниматься? Какая тебе больше нравится? Спортивная или художествення?
- Даша: Спортивная.
Екатерина: Я хочу, чтобы она занималась спортом. Ей так нравится плавать. Танцевать. Потом выберем то, что лучше получится.
- Вы пишите в своей книге о том, что во время поездок фигуристов по Америке им всем выдавали конверты с деньгами. И только советским фигуристам не разрешалось их открывать. Спорткомитетчики конверты забирали, а на руки вам выдавали ничтожную сумму. В настоящее время материальная ситуация изменилась?
- Безусловно, ситуация кардинально изменилась. К примеру за Олимпийские игры в Лилехаммере мы уже получили 15 тысяч долларов на двоих и каждый тренер по семь с половиной тысяч. А сейчас чемпионат мира доходит и до пятидесяти тысяч. Ведь фигурное катание - это тоже профессия. И я сейчас зарабатываю этим себе и своему ребенку на жизнь. И поддерживаю сестру, с которой очень дружна.
- Следовательно, сейчас Вы танцуете за деньги?
- Да, я танцую за деньги.
- А какие "расценки приняты в "Звездах на льду"?
- Расценки, конечно, ниже чем на соревнованиях, но там гораздо больше организуется всевозможных шоу. В этом году их было около 70. Мы каждый день переезжаем из города в город с конца декабря до конца апреля. Я приехала домой только в начале мая. В каждом городе мы давали по одному выступлению. Это труд, и я считаю, что он должен соответственно оплачиваться. Правда, после таких туров хочется спокойно посидеть дома, на одном месте.
- Оксана Баюл купила по соседству с Вами огромный дом. А как вы распоряжаетесь деньгами?
- Что касается меня, то наш кондоминиум становится нам мал: к нам часто приезжают родители и гости. Да и Дашке комната становится мала. Может быть тоже куплю дом этим летом.
- Вы дружите с Оксаной?
- Да. Она очень одинокий человек. У нее никого нет. Она всегда относилась ко мне и Сереже с нежностью. И называла нас "бабуля" и "дедуля". Она очень страдала после того, как ее задержали за вождение машины в нетрезвом состоянии. Как на нее все набросились! Но от этого она не стала хуже для меня и моей семьи, и мы по-прежнему дружим.
- На Олимпиаде в Калгари, когда Вам было шестнадцать, Вы впервые сделали химическую завивку и прокололи уши. Тогда же Вы осознали могущество мини-юбки. Пришло понимание того, что что по одежде не только встречают, но и провожают. Вам нравится одеваться?
- Мне нравится красиво одеваться. Мне есть куда пойти. И Данька любит красиво одеваться. Я считаю, что вещь на выход должна быть дорогой. Соответсвовать уровню...
- Звезды?
- Да. Люблю, когда одежда соответствует ситуации. Например, не буду же я на интервью с Вами надевать... коктейльное платье. (Смеется.)
- Известно, что о съемках для журнала Vogue Вы всегда вспоминаете с явным неудовольствием. Почему?
- Меня никто не предупредил об этих съемках. Сказали только, что мне надо надеть платье и колготки. Пришлось идти в этом платье через всю Олимпийскую деревню, но я не произнесла ни слова по этому поводу. Умение высказать свои эмоции вслух приходит с возрастом. Тогда я просто была рада, что меня пригласили сниматься для Vogue. Кстати, после этого меня ни разу не приглашали в Vogue. А сейчас это все превратилось в одно смешное воспоминание.
- Расскажите, пожалуйста, об обеде, данном Михаилом Горбачевым в честь Рональда Рейгана. Тогда Вы сидели с Раисой Горбачевой. О чем вы говорили?
- Госпожа Горбачева все время поддерживала со мной беседу, но почему-то постоянно называла меня Наташей. Кроме того, мне было неловко одной, без Сережи. Странно, но его почему-то не пригласили.
- В интервью журналу People Вы сказали, что для того, чтобы хорошо выглядеть, Вам нужны гигиеническая помада, расческа и, как любой русской женщине, мех. Так мало?
- Да. Про мех я им, правда, ничего не говорила. Без него я обойдусь, но сейчас бы я прибавила крем для рук.
- Вы соблюдаете диету?
- Я просто стараюсь не есть ничего жирного. Хотя очень люблю мороженое.
- Бабушка научила Вас хорошо готовить. У вас есть фирменное блюдо?
- Я люблю делать разные салаты и фантазировать с рыбой.
- Ваши любимые праздники по-прежнему Пасха и Новый Год?
- Да, особенно Новый Год, потому что именно тогда мы впервые поцеловались с Сергеем. Помню, фигурист Саша Фадеев пригласил нас посмотреть недавно купленный дачный участок. На нем была построена лишь одна сауна. В тот день в сауне был только Саша. Сергей и я сидели за столиком и разговаривали... И вдруг он сказал: "Я хочу тебе что-то сказать". Я видела, что он чувствует себя неловко, и затем он спросил: "Почему бы нам не поцеловаться?" Это был даже не вопрос. Сергей увидел, что мне этого хочется. Он нежно поцеловал меня, и когда он понял, что мне это понравилось, он поцеловал меня еще раз. Этот поцелуй был прерван Сашей, который вышел из сауны, чтобы перекусить. Затем, когда Саша отправился назад в сауну, мы целовались еще несколько раз. На этот раз очень долго... Думаю, что Саша похудел тогда из-за сауны килограммов на пять.
- Ваши планы на будущее?
- Мы планируем сделать документальный фильм, который, как и книга, будет называться "Мой Сергей". В него войдут документальные съемки наших выступлений и мои воспоминания о Сереже. Есть предложения сделать к Рождеству коммерческий ролик для сети универсальных магазинов "Таргет". Символ этих магазинов - снеговик Сноудэн, я и Даша (в этом ролике мы тоже играем маму и дочку) вместе катаемся на коньках. Это очень престижное предложение. Будем работать. Правда, Дань?
Даша: Да-а!
- Дашенька, а кем ты хочешь быть?
- (наклонив головку) Как мааа-ма. (Подумав.) И как папа!

В добрый путь, девочки. Видит Бог, все в наших силах, и маленький ангел с лицом Сережи только порадуется за вас, глядя с небес на то, как вы учитесь жить вдвоем. У вас все получится, а иначе и быть не может. Помните, как у Фредди Меркьюри: "The show must go on"? Вот именно. Жизнь продолжается.

Гордеева и Гриньков: Путешествие в Ледовое Королевство
www.gordeeva.ru