Источник: газета "Собеседник", № 42, 1993 г.
Автор: С.Дадыгин
Однажды ночью 31 декабря...
О них не вспоминали почти три года. В 90-м, добровольно уступив чемпионский трон, они ушли в профессионалы. И словно исчезли за горизонтом. Наше телевидение перестало транслировать их выступления, пресса перестала писать. И вот - возвращение. В тот самый момент, когда российские фигуристы впервые за последние тридцать лет проиграли чемпионат мира в парном катании. Гордеева и Гриньков как бы вызваны на подмогу. С ними в Лиллехаммере будет спокойнее.
Впрочем, никто их особо не просил. Желание вернуться на олимпийский лед возникло вполне естественно. Олимпиады для профессионалов еще два года назад были запретным плодом. Нынче двери открыты, так чего ж не войти? Кстати, чемпионы Олимпийских игр в Альбервиле Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев тоже решили вернуться. Как и Виктор Петренко (Украина), Джейн Торвилл и Кристофер Дин (Англия), Катарина Витт (Германия), Брайан Бойтано (США)... Соревнования фигуристов в Лиллехаммере обещают стать постаряющим зрелищем. Лидеры прошлых лет намерены бросить перчатку сегодняшним звездам.
- А уронить свой авторитет не боитесь? - спросил я Сергея Гринькова. - Ведь можете и проиграть.
- Не думаю, что за три года мы стали кататься хуже, - ответил Сергей. - Дважды побеждали на чемпионатах мира среди профессионалов, а в год своего дебюта были вторыми, уступив канадцам Барбаре Андерхилл и Полу Мартини. Это замечательная пара. Они семь лет подряд выигрывали звание чемпионов среди профи. Жаль, что взять реванш у них нам так и не удалось. Барбара вскоре родила девочку, и фигурное катание, сами понимаете, ей пришлось оставить.
- Понимаю, но... Ваша жена Катюша прошлой осенью тоже родила девочку. Но уже через три недели после родов снова приступила к тренировкам.
- Катя - это особый случай. Она без фигурного катания жизни не мыслит. Ей только 22, она намного моложе Барбары. Видите ли, мы с Катей еще не пресытились спортом. И заранее решили: появление решенка крест на нашей карьере не ставит. Спасибо теще. Елена Львовна основные хлопоты по уходу за Дашенькой взяла на себя. Она здорово нас выручает.
- Сережа, верно ли, что вы добиваетесь для своей дочери получения американского гражданства?
- Поскольку Даша родилась в Америке, в Нью-Джерси, она имеет на это право. У нее будет двойное гражданство - России и США. Думаю, ей это не помешает... А, впрочем, вырастет - решит сама. Кстати, я лично присутствовал при родах. И теперь понимаю, что испытывают в такие минуты бедные женщины.
- А почему жена рожала не у нас, а в Америке?
- Так захотела Катя. Все-таки там за роженицами ухаживают получше. Наш американский агент Джей Огдэн договорился с больницей, с врачами - в общем, все устроил. Катя была довольна.
- И давно на вас работают западные агенты?
- Агент у нас один. Он предсталвяет всемирно известную фирму "Ай-Эм-Джи", с которой мы заключили контракт сразу после перехода в профессионалы. Огдэн вел в Америке наши финансовые дела, занимался оформлением документов при выездах за рубеж, покупал билеты, заказывал гостиницы, то есть экономил нам массу времени. Разумеется, он работал не бесплатно. Быть агентом очень выгодно. В тех же Штатах, например, 25 процентов от суммы рекламного контракта получает человек, который этот контракт организовал.
- Насколько я знаю, последние два года вы постоянно курсировали между Америкой, Канадой и Российей. Где вы все-таки жили?
- Хм... непростой вопрос. С октября по апрель (два сезона подряд) мы выступали в ледовом шоу "Stars on Ice" ("Звезды на льду"). Так вот, за это время мы проехали примерно по 60 городам США и Канады, а потом еще были выступления в Европе. Ночевали в отелях, мечтая о домашнем уюте. Между прочим, в Штатах несколько ледовых театров, конкуренция между ними очень серьезная. В нашу "команду" входили оилмпийские чемпионы Скотт Хамильтон (1984) и Кристи Ямагучи (1992), экс-чемпион мира Брайан Орсер, серебряный призер Олимпиады-92 Пол Уайли, а также менее известные мастера. Всего 11 человек. Зрители принимали нас хорошо, однако не меньшей популярностью (а может, и большей) пользовалось ледовое шоу, где выступали Брайан Бойтано и Катарина Витт. Правда, оно потом распалось. Две главные примы поссорились. Если верить слухам, Катарина была не прочь выйти замуж за Брайана. Увы, помолвка не состоялась.
Этим летом мы два месяца гостили у нашего хореографа Марины Зуевой. В столице Канады Оттаве. Теперь она работает там, по контракту. Свободные часы Марина Олеговна уделила нам, поставила новую произвольную программу. Зуева - классный специалист. Здесь,в Москве, ее нам очень не хватает.
Нет рядом и Станислава Леоновича, их бывшего тренера. Он сейчас во Франции, тренирует местных фигуристов (в основном начинающих). Гордеева и Гриньков обратились за помощью к Владимиру Захарову, у которого когда-то, еще в детстве, занимались в спортшколе ЦСКА. Захаров с радостью их принял, с головой ушел в работу, но накануне Олимпийских игр, как мне удалось выяснить, произойдет своеобразная рокировка. В Лиллехаммере их будет выводить на старт другой тренер - Татьяна Тарасова . Один из самых крупных авторитетов в мировом фигурном катании. Именно у нее, Тарасовой, в ледовом театре "Все звезды" Сергей и Катя провели свой первый профессиональный сезон. Татьяна Анатольевна по-прежнему вся в искусстве, на чистый спорт взирает свысока, однако на просьбы некоторых "любителей" иногда откликается. Помните Альбервиль? Победу в танцах на льду Климовой и Пономаренко? Западная пресса заранее, за полгода до Олимпиады, отдавала чемпионский титул Изабель и Полю Дюшене. Казалось, судьи тоже будут на стороне французов. Но Климову и Пономаренко взяла под свое крыло Тарасова. Одно ее имя магически подействовало на соперников. В Альбервиле, у себя дома, французы наделали кучу ушибок, а наши выступили с блеском.
- Скажите, а сам Захаров знает, что ему готовится замена?
- Да. Мы с самого начала его предупредили: для нас важно, чтобы на лед Лиллехаммера наш дуэт выводила Тарасова. На таких турнирах, как Олимпийские игры, все имеет значение. А опыт и авторитет Татьяны Анатольевны колоссальны.
Вот и мы подошли, читатель, к давно интересующей меня теме. Насколько верны слухи, что в фигурном катании многое решается не на льду, а за кулисами? Что, мол, иные тренеры, особенно авторитетные, кроме работы с фигуристами, "работают" еще и с судьями. Говорят, что на чемпионатах мира и Европы представители национальных федераций незаметно дарят судьям дорогие сувениры. Если арбитр берет, значит, он уже "свой". Если отказался, значит, или слишком честный, или уже взял, но от соперника.
Как раз в этот момент к нашему разговору подключилась Катя Гордеева, до того беспрерывно звонившая по телефону. Теперь на мои вопросы они отвечали вдвоем.
Катя - Я тоже слышала, что судьи берут взятки. Но верить в это не хочу. Если начать думать, что наши соперники каким-то образом пытаются задобрить арбитров, ничего путного из этого не получится. Наше дело - тренироваться. И выступить так, чтобы судьи при всем желании не могли нас "завалить".
- Хорошо. Тогда такой вопрос: не возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что арбитры помогли ...вам? Отдали первое место дуэту Гордеева-Гриньков, так сказать, по привычке?
Катя - На чемпионате Европы в Ленинграде (январь 1990 года) мы плохо откатали короткую программу: сорвали два обязательных элемента. Обычно за это наказывают строго. Арбитры запросто могли поставить нам низкие оценки и лишить всех шансов на чемпионское звание. Но судьи вывели нашу пару на третье место. А в произвольной программе мы были лучшими. По сумме двух видов оказались первыми. Где-то в глубине души я до сих пор считаю, что арбитры нас пожалели. Чемпионами тогда должны были стать ленинградцы Лариса Селезнвева и Олег Макаров.
Но я больше чем уверена, что наш тренер Станислав Леонович никаких закулисных ходов не предпринимал. Судьи, как и все люди, могут иногда ошибаться. И не стоит каждый раз говорить что они махинаторы.
Сергей - Проблема судейства волнует в основном танцоров. У них нет тройных прыжков, тодесов, сложных поддержек. Там действительно черное можно выдать за белое. А у нас, в парном катании, ни один судья тебе не поможет, если ты на глазах у публики падаешь на лед. И ничего как фигурист не стоишь. На мой взгляд, в парном катании закулисные судейские игры почти не встречаются. Помню, как долго соперничали мы с олимпийскими чемпионами Лос-Анджелеса (Валова-Васильев - олимпийские чемпионы Сараево-84 - Е.М.) Еленой Валовой и Олегом Васильевым. Чаще успех был на нашей стороне, Олимпиаду-88 в Калгари мы тоже выиграли, но спустя месяц Валова и Васильев отобрали у нас титул чемпионов мира. Приходилось как-то слышать, что судьи им потому, дескать, "золото" отдали, что Олег и Лена выступали в любителях последний раз. Вроде как подарок на прощание. Ерунда! Они откатались тогда безошибочно, чего мы, к сожалению, сделать не сумели. Если бы на первое место поставили наш дуэт, это было бы несправедливо.
А теперь, проверим еще один слух. Будто Станислав Жук, под руководством которого Гордеева и Гриньков первые стали чемпонами мира и с которым они тоже крупно поссорились, сейчас, за несколько месяцев до Олимпиады, предложил им свои услуги. Но получил отказ.
Сергей - Он в самом деле подходил ко мне, спрашивал, как дела, у кого мы решили тренироваться. Я ответил. Разговор был недолгим, желания откровенничать с Жуком я не испытывал. Думаю, он без слов понял, что в его помощи мы не нуждаемся.
(Как рассказывали мне фигуристы ЦСКА и, в частности, четырехкратный чемпоин Европы Александр Фадеев, маститый тренер по фамилии Жук был отчаянным ловеласом. Он, уже далеко не юноша , воспылал страстью к своей ученице Ане Кондрашовой, но, не добившись взаимности, обозвал ее проституткой и даже попытался исключить из комсомола. Грязные намеки он делал и симпатичной Кате Гордеевой, тогда еще школьнице. Вот почему Сергей Гриньков и настоял на том, чтобы уйти от Жука к Леоновичу.)
- Какую стипендию, если не секрет, вы получаете от Федерации фигурного катания России?
- Вроде бы каждому фигуристу сборной обещали платить по 30 тысяч рублей в месяц. Но пока нам лично не дали ничего. А, к примеру, каждый костюм, в котором мы появляемся на соревнованиях, меньше трехсот тысяч не стоит. Таких костюмов на сезон требуется не один, не два, а четыре. В общем, дорогое это удовольствие. Спасибо руководству ЦСКА, хоть лед для тренировок нам предоставляют бесплатно. По старой памяти.
- Несоклько блиц-вопросов. Какой у вас главный недостаток?
Катя - Эгоизм. Я пока не отдаю столько внимания дочери и мужу, сколько могла бы.
Сергей - Раздражительность. Иногда завожусь по пустякам.
- Вы все время вместе: дома, на соревнованиях, на тренировках. Не устаете друг от друга?
Катя - Бывает. Я нашла простой выход. Когда возникают легкие ссоры, отправляю Сережу в гости к знакомым. Но проходит час, второй, третий - и я хочу, чтобы он скорее вернулся.
- Вы помните, когда Сергей первый раз признался вам в любви?
- Конечно. Тот новогодний вечер я никогда не забуду. Он "открылся" мне 31 декабря 1989 года.
- Глядя на вашу фигуру, кажется, что вы совсем не употребляете мучного. Это правда?
- Ошибаетесь. Мучные продукты ем каждый день. И Сережа их любит. Особенно макароны.
- А как насчет мороженого?
- О, без него я вообще не могу. Пока не съем мороженое, вечерняя тренировка не начнется.
- В день своего бракосочетания вы решили венчаться в церкви. Почему? Это дань новой моде?
Сергей - С отцом Николаем, который нас венчал, мы познакомились благодаря Катиным родителям. Вернее, их соседке по дому. Приятный во всех отношениях человек. Мы и теперь с ними иногда встречаемся, учимся у него житейской мудрости. Я считаю так: можно не верить в Бога, но что-то святое в каждом из нас должно жить. В нашей душе.
- Откройте напоследок маленький секрет. Вы надолго пожаловали в "любители"?
- Только на один год. После чемпионата мира вернемся в профессионалы.
© "Собеседник" 1993г.
Гордеева и Гриньков: Путешествие в Ледовое Королевство
www.gordeeva.ru