Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков - www.gordeeva.ru Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков - www.gordeeva.ru
Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков - www.gordeeva.ru
Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков - www.gordeeva.ru
пресса

Источник: газета "Физкультура и спорт", № 6, 1986 год
Автор: Л.Доброва

Неожиданная смена чемпионов в таком, полном традиций виде спорта, как фигурное катание,— явление поистине уникальное. Тем более что в лидеры мирового масштаба стремительно выдвинулись совсем еще юные фигуристы — Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков.

А ведь накануне международных стартов за рубежом руководство сборной команды страны ставило перед ними задачу: как максимум создать конкуренцию ведущим нашим спортивным парам. И вот получилось, что Гордеева и Гриньков перевыполнили план!

Когда прозвучал последний аккорд их произвольной программы и зал ледового дворца «Берне» в Женеве разразился рукоплесканиями, председатель технической комиссии ИСУ по танцам Лоуренс Демми, личность видная в фигурном катании (экс-чемпион мира), коротко, но весьма поэтично прокомментировал свое отношение к новым чемпионам: «Я аплодирую весне»,— сказал он одному из местных журналистов...

Хорошо известно, что в самом начале лета фигуристами и их тренерами ведется активный поиск музыки для будущих программ, контуры которых тоже уже достаточно рельефно очерчены. Вот почему, возвратившись из показательного турне по странам Европы, новые чемпионы мира в парном катании москвичи Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков буквально через день после приезда вышли на лед своего родного стадиона ЦСКА.

К самым ответственным стартам этого зимнего сезона дуэт готовил заслуженный тренер СССР Станислав Алексеевич Жук. Спортивная же судьба свела их в одну пару еще четыре года назад. Именно тогда они под началом молодого тренера, воспитанника Жука, Надежды Шеваловской (Горшковой) сделали свои первые совместные шаги.

На этом отрезке пути они большой славы не снискали: согласитесь, пятое место, которое они заняли на чемпионате мира среди юниоров в 1984 году, большим успехом для советской школы парного катания никак не назовешь. Но этот период был хорош тем, что они познакомились с хореографом Мариной Зуевой, тоже начинающим специалистом. Напомню, что произвольные и показательные танцы Марины Зуевой и Андрея Витмана в пору их расцвета неизменно покоряли зрителей характерностью и точностью музыкального и пластического замысла.

Привыкшая тренироваться в обстановке эмоционального накала, Марина Зуева и в свою самостоятельную работу привнесла оригинальность. Юным Кате и Сереже предлагалось разыгрывать множество танцевальных этюдов на полу. Это, конечно, во многом обогатило музыкальное восприятие фигуристов, помогло выявить их характер, проявить темперамент.

Пожалуй, с этого они и начали учиться тому диалогу в фигурном катании, наличие которого и отличает парное катание от одиночного. Может быть, именно в этот период и появилась у Кати с Сережей особая любовь к работе над короткими программами. Они ведь тоже — маленький этюд на заданную тему. И подать себя здесь можно и нужно наиболее ярко и эффектно: за две минуты продемонстрировать все, что ты можешь и должен, исходя из требований «жанра».

В свое время я удивилась, узнав, что динамовка Зуева стала работать хореографом в армейском клубе. И удивилась прежде всего потому, что тренеры по фигурному катанию в них обычно стоят на разных творческих платформах. И то, что дает свои великолепные плоды в одном клубе, совершенно необязательно даст нужный эффект в другом. Но прижилась, пошла в гору творческая концепция Зуевой! И утвердиться ей в своих начинаниях как молодому хореографу помог тоже начинающий специалист, перешедший на тренерскую работу Станислав Леонович.

Есть, убеждена в этом, есть особая сила в объединении двух молодых, творчески мыслящих специалистов, которые пробивают себе дорогу в окружении маститых тренеров!

Любители фигурного катания конечно же припомнят, что в свое время спортивную пару Марина Пестова — Станислав Леонович называли самой красивой и пластичной парой. Поиск красоты и пластичности и лег в основу его тренер-ской работы вместе с Зуевой. А «пробой пера» стали композиции Гордеевой и Гринькова.

Рассказывая о них, Станислав Леоно-вич вспоминает, что вместе с ребятами учился и он:
— Полтора года пролетели незаметно, как на одном дыхании. Какие они? Разные совершенно, хотя оба представляют каждый по-своему уникальный материал. В Кате есть спортивная злость и такая целеустремленность, что позавидуешь. Умеет ценой сверхусилий достигать желаемого. Старательна, прилежна, в школе с ней нет никаких проблем. В нашей группе фигурного катания я многие годы комсорг. И нет у нас более активной комсомолки, чем Катя. Как коммунист и старший ее товарищ в школе ЦСКА, не боюсь сейчас сказать, что все в этой девушке гармонично, хотя как личность она все еще в процессе становления.

На льду Катя умеет быть обаятельной, знает, как завладеть зрителем. Сергей понимает, что ей подчас приходится труднее, чем ему. И это естественно, ибо он — старше, сильнее. По натуре добрый, заботливый парень. Многое ему давалось легко, хотя хореографу с ним пришлось немало потрудиться. Были у него трудности и в школе (сейчас он студент), и в работе с Шеваловской. Даже разногласия были. Он вообще не любит делать то, что ему не нравится. В прессе конечно же заслуженно уделялось много внимания Кате — ее улыбке, обаянию. А Сергей остался как бы в тени. А ведь это он помог ей стать звездой.

Катя и Сергей нравятся мне по природе своей. В нашей совместной работе от старта к старту они прибавляли в мастерстве. В истории фигурного катания нет другой такой пары, которая бы за год проделала путь от чемпионов мира среди юниоров (это звание они завоевали в 1985 году) до чемпионов мира среди взрослых. Их стремительный взлет — отражение процессов, происходящих в сегодняшнем спорте...

Итак, в парном катании произошла смена лидеров. В таких случаях принято говорить о стиле новых чемпионов, о том, что несут они в свой вид спорта. В паре Гор-деева — Гриньков есть все, чем славится советская школа (не одни ведь только огрехи в катании прежних чемпионов Е. Валовой и О. Васильева открыли путь к победе юным фигуристам). Но сегодня, вероятно, мы должны говорить и о том, что спортивный почерк Кати и Сергея развивается, что они еще многое могут открыть в своих композициях, показать такие горизонты, которые не виделись никому до них.

Находясь под впечатлением победы Гордеевой и Гринькова на чемпионате мира в Женеве, я вспомнила одно из высказываний Эрнеста Хемингуэя. Беседуя с начинающим литератором, он сказал: «Надо прочитать все хорошие книги, чтобы знать, что уже сделано, потому что, если напишешь рассказ, похожий на уже написанный раньше, он будет чего-то стоить только в том случае, если он написан лучше. Во всяком искусстве дозволено красть все что угодно, если сможешь сделать вещь лучше, но направление должно быть всегда вверх, а не вниз. И никогда никому не следует подражать. Счастливец тот, кто идет своим путем...»

Счастливы сегодня и Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков!..